План Великой Украинской стены под громким названием: «Европейский вал» провалился, а деньги элементарно растащили. Об этом пишет украинское информационное агентство «Униан».
Идея Великой Украинской стены родилась в голове у Арсения Яценюка чуть не сразу после Майдана. На заседании Кабмина в начале сентября 2014 года он заявил: «Мы начинаем проект «Стена» - строительство реальной государственной границы между Украиной и Российской Федерацией».
Уже на следующем заседании правительства присутствовал президент Петр Порошенко: «Если без линии Маннергейма не обойтись, значит, надо строить и такие фортификации».
Суть предложения заключалась в том, чтобы немедленно начать инженерные работы по возведению стены в Черниговской, Сумской, Харьковской и на севере Луганской областей. Задумывалось, что в этих регионах будет создан рубеж (в виде рва шириной, минимум, 4 метра и глубиной 2 метра), дополненный системами оптико-электронного наблюдения и башнями. В дальнейшем, уже после того, как Украина захватила бы Луганск и Донецк, на участке в 400 км, планировалось усилить «стену» заборами с приборами наблюдения, ночного видения и сигнализационными датчиками. Это стало бы вторым этапом воплощения проекта в жизнь. Все это, по мнению Яценюка и Порошенко, должно было «эффективно» остановить российские самолеты, ракеты и дивизии ВДВ.
Вот нам смешно, а там люди всерьез верили, что Стена способна кого-то от чего-то защитить. В итоге она и правда защитила украинцев от их сбережений, которые постепенно и тихо перекочевали в карман Сени и Пети.
«Уже в мае 2015 года (когда истекли не 6, а все 9 месяцев) стало понятно, что быстро строить «Стену» не получается, а те фрагменты, которые были возведены, вызывали, скорее смех, чем вселяли ощущение безопасности. Лучше всего состояние «Европейского вала» иллюстрировал такой анекдот: якобы Янукович возвращается в Украину и у него спрашивают: «Виктор Федорович, а как же вы «Стену» преодолели?», на что «вечнолегитимный» отвечает: «А что ее преодолевать – взял 200 метров правее и обошел. Был бы помоложе, перепрыгнул бы».
Также выяснилось, что средств, которых сначала вроде бы хватало, на самом деле не хватит никак. На весь проект необходимо четыре миллиарда гривен и их будет достаточно, чтобы обустроить границу между Украиной и Россией до конца 2018 года. Более того, учитывая, что для возведения «Стены» будут привлечены, в основном, украинские предприятия, часть этих средств вернется в бюджет страны в качестве уплаченных налогов. Удалось ли к началу 2017-го года хоть немножко продвинуться в реализации столь амбициозных планов, и получил ли проект «Стена», наконец, какие-то осязаемые формы?
С этим вопросом УНИАН обратился в Кабинет министров (ведь, вопреки расхожему мнению, что это «проект Яценюка», оставившего премьерское кресло в апреле прошлого года, «Европейский вал» - официальный проект украинского правительства). Получить внятный ответ из Кабмина не удалось. Суть отписки Департамента информации и коммуникаций с общественностью состояла в том, что правительство-де еще 14 мая 2015 года действительно выдало распоряжение №439, которым и утверждался план мер «относительно инженерно-технического обустройства украинско-российской государственной границы, территорий, прилегающих к районам проведения АТО и Автономной республики Крым». Дальше, мол, за реализацию плана отвечают МВД, пограничная служба и Минрегион, поскольку им «поручено обеспечить финансирование плана мер, утвержденного этим распоряжением, в рамках расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на соответствующий год». Выдать на-гора сумму расходов, кстати, в Кабмине не решились», — сокрушаются журналисты укроСМИ.
И чем дальше они копали, тем Зрада становилась все больше.
«Как быстро продвигается строительство, лучше всего говорят цифры. Так, по состоянию на начало 2017 года, выполнено только 12% работ по обустройству границы. Эту же цифру в Госпогранслужбе называли… и в сентябре 2016 года. В качестве дополнительной информации в ведомстве сообщили: «Над реализацией плана мер, а именно – выполнение инженерных работ, работает более 2 тысяч строителей разной квалификации (от инженера-строителя до рядового сотрудника). Привлечено 9 генподрядных организаций (11 субподрядных), два проектных института и две экспертные организации».
Если взять во внимание нынешний уровень даже минимальных зарплат, получается, что большая часть суммы, которая предусмотрена государственным бюджетом-2017 на «Стену», уходит на зарплаты всем этим людям. А остальное, в принципе, может осесть в карманах не чистых на руку чиновников, курирующих выполнение проекта.
Напомним, растрату государственных денег обнаружили в Черниговской области. По информации областной прокуратуры, «при содействии должностных лиц госпредприятия, вопреки требованиям законодательства, частной структурой (которая была привлечена к работам в качестве подрядчика, - УНИАН) без фактического выполнения работ получено 1,8 млн грн бюджетных средств».
В качестве утешения, наше агентство напоминает украинским коллегам, что не все так плохо — свою Великую стену китайцы строили целых 254 года, так что все впереди. Правда, она даже в проекте была помощнее чем у украинцев, да и строилась еще до Рождества Христова — в 475—221 гг. до н. э.